Промсборка меняет механизм

Как стало известно «Ъ», в правительстве изучают возможность создания нового механизма привлечения иностранных инвесторов в российский автопром — «третьей промсборки». На падающем рынке государство рассчитывает сохранить курс на углубление локализации, причем при выпуске не только автомобилей, но и компонентов для их сборки. Кроме того, по данным «Ъ», есть идея стимулировать зарубежных инвесторов перестроить свои глобальные цепочки поставок компонентов и машин в пользу России в обмен на приоритет в господдержке.


В правительстве приступили к разработке «новой промсборки» для автозаводов, рассказали «Ъ» несколько источников в отрасли — по их словам, поручение получили Минэкономики и Минпромторг. В Минэкономики вчера подтвердили «Ъ», что получили поручение представить предложения по введению «нового режима» поддержки автопрома. Там добавили, что вместе с заинтересованными органами власти разрабатывают проект концепции, но подробностей не раскрыли, сославшись на преждевременность и стадию согласования. В Минпромторге комментариев не предоставили.

Сегодня в РФ действуют два режима промсборки автомобилей (предоставление концернам таможенных льгот по импорту компонентов в обмен на локализацию производства). «Старая» промсборка действует с 2005 года и обязывает создать мощности по выпуску 25 тыс. машин в год с локализацией в 30%. Вторая волна более жестких соглашений о промсборке заключалась в 2011 году: создание производства на 300-350 тыс. машин в год, локализация в 60% и инвестиции в НИОКР. У владельцев соглашений первой волны была возможность перезаключить контракт по новым правилам. У автоконцернов сроки действия соглашений истекают в разное время, но у большинства — в 2017-2018 годах, говорит источник «Ъ» на рынке. При этом, несмотря на создание большого количества новых автозаводов в РФ, значительная их часть недозагружена. По данным Минпромторга, при наличии мощностей для выпуска 3,44 млн автомобилей в год в 2015 году их загрузка составила 40%. В 2015 году продажи легковых автомобилей и LCV в РФ упали на 36%, до 1,6 млн штук, в январе--мае этого года — на 14,5%, до 107,6 тыс. машин.

Один из собеседников «Ъ» рассказал, что пока рано говорить о единой концепции «третьей промсборки». Но, по его словам, один из базовых тезисов, который ложится в основу новой программы, заключается в том, что «нужны новые формы инвестиционных режимов», благодаря которым при снижении пошлин согласно нормам ВТО РФ не потеряет привлекательности для иностранных компаний. Кроме того, критерии локализации планируется «углубить» — «нужна сквозная, реальная локализация», подчеркивает собеседник «Ъ». Аналогичную идею представлял в апреле «Ъ» первый вице-президент Ford Sollers Адиль Ширинов, который замечал, что «изначально процесс локализации был поставлен неправильно», при девальвации рубля «себестоимость продукции локальных поставщиков тут же растет». Речь идет о том, что локальные компоненты также собираются из импортных деталей. Источник «Ъ» продолжает, что при «третьей промсборке» иностранные компании должны будут закрепить в России центры разработок, развивать НИОКР под нужды РФ. Принципиально новым критерием получения господдержки для зарубежных игроков на российском рынке станет «размер интеграции локальных производственных активов в глобальную цепочку поставок — причем речь идет об экспорте не только машин, но и автокомпонентов». Поручение должно быть реализовано к осени, заключил собеседник «Ъ».


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №120 от 07.07.2016

Автор: Яна Циноева

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

7 июля 2016
  • Комментарии 0
  • Посещений 6263

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте