ОСАГО ищут пути на свободу

Как стало известно «Ъ», Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил концепцию перехода ОСАГО на нерегулируемые государством тарифы. Согласно этим предложениям, с июля 2018 года ЦБ будет регулировать только максимальную цену полиса, коэффициент аварийности и нарушений ПДД. Наценки и скидки за мощность авто, территорию использования, возраст и стаж водителя страховщики будут устанавливать сами. Далее, по замыслу РСА, реформа продолжится, и с 1 января 2020 года регулятору вовсе предложено отказаться от влияния на тарифы ОСАГО.


Как стало известно «Ъ», правление РСА утвердило «Предложения по переходу к свободному образованию тарифов по ОСАГО». Документ уже отправлен в ЦБ. Напомним, на либерализацию «автогражданки» регулятор согласился два года назад. Глава Банка России Эльвира Набиуллина тогда поручила страховщикам проработать «дорожную карту» по отказу от регулируемых тарифов.

По тексту подготовленных сейчас предложений предлагается два варианта развития событий. Первый подразумевает отказ с 1 июля 2018 года от регулирования ЦБ пяти коэффициентов: территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), возраста и стажа водителя (КВС), ограничения по допуску за руль (КО), мощности авто (КМ) и использования автомобиля с прицепом (КПр). ЦБ при этом устанавливает максимальный базовый тариф (ТБ) для легковых автомобилей физлиц, например 30 тыс. руб. (цифра приводится в документе, для других категорий ограничения нет) и максимальный размер премии. Сейчас действует норма, по которой максимальная цена полиса ограничена трехкратным ТБ и пятикратным, если клиент страховщика предоставил ему недостоверные сведения при заключении договора. Кроме того, ЦБ устанавливает минимальный размер премии для страховщиков, которые ранее не продавали ОСАГО, и по результатам мониторинга устойчивости компаний.Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил концепцию перехода ОСАГО на нерегулируемые государством тарифы. Согласно этим предложениям, с июля 2018 года ЦБ будет регулировать только максимальную цену полиса, коэффициент аварийности и нарушений ПДД. Наценки и скидки за мощность авто, территорию использования, возраст и стаж водителя страховщики будут устанавливать сами. Далее, по замыслу РСА, реформа продолжится, и с 1 января 2020 года регулятору вовсе предложено отказаться от влияния на тарифы ОСАГО.

Как пояснил «Ъ» президент РСА Игорь Юргенс, это делается для недопущения случаев демпинга и для правильного формирования портфеля. «Необходимо, чтобы компания понимала, что надо набрать сбалансированный портфель с нормальным количеством опытных и молодых водителей, — говорит он. — Компания, только вышедшая на рынок ОСАГО, будет ориентироваться на давно работающую, которая за низкий тариф продает полисы опытным водителям, и не учитывать, что она в портфеле имеет и молодых водителей с более высоким тарифом. То есть минусы одних компенсируются плюсами других». На этом этапе КБМ и коэффициент нарушений ПДД остаются в ведении регулятора (условный потолок второго показателя озвучивал недавно замглавы Минфина Алексей Моисеев — пять за вождение в пьяном виде).

Далее реформа, по замыслу РСА, продолжится, и с 1 января 2020 года ЦБ вовсе откажется от регулирования тарифов, устанавливая лишь нижнюю границу тарифного коридора на основании информационной базы РСА, а также минимальный перечень обязательных факторов риска, которые страховщики обязаны учесть при тарификации, например, историю вождения (сейчас это КБМ).


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №193 от 17.10.2017

Автор: Татьяна Гришина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

17 октября 2017
  • Комментарии 0
  • Посещений 5463

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте