Германия наткнулась на СПИКи

Российский механизм специнвестконтракта (СПИК) впервые был официально раскритикован иностранным государством. Минэкономики ФРГ выразило вчера недовольство тем, что СПИКи создают «неравное отношение» к участникам рынка. Из немецких автопроизводителей СПИК подписал Daimler, готовится к контракту BMW.


Ограничения конкуренции в рамках специнвестконтрактов (СПИК) — нового инструмента российской промышленной политики, предполагающего обмен инвестиций компаний на долгосрочную фиксацию налоговых и регуляторных условий — вызывают озабоченность Минэкономики ФРГ. «Нужно другое решение», — заявила вчера министр Бригитте Циприс, отметив, что важно «обеспечить равное отношение ко всем предприятиям, которые имеют интересы на российском рынке». Она выразила надежду на «решение, которое задало бы другое развитие», учитывающее и российскую позицию. Отметим, что еще при обсуждении запуска СПИКов в 2015 году те же претензии к механизму высказывал глава ФАС РФ Игорь Артемьев, позднее наличие проблемы признавали и в Минэкономики РФ. Одним из возможных решений чиновники называли допуск к режиму СПИК только уникальных технологий, не представленных на конкурентном рынке — но идея не была зафиксирована законодательно.

Сейчас общая концепция СПИКа предполагает лишь, что компания обязуется инвестировать в производство и запустить его в срок в обмен на гарантии поддержки властей РФ или регионов (например, налоговые льготы на десять лет). Для Минпромторга РФ СПИК является и инструментом создания нового инвестрежима для автопрома после завершения текущих соглашений по промсборке, также министерство предлагало вносить в контракты обязательства по уровню локализации и объемам экспорта. Минэкономики РФ вместо СПИКов предлагало переработать механизм промсборки с учетом требований ВТО. Вчера в Минпромторге комментариев «Ъ» не дали, отказались от них и в VW Group, BMW и Daimler, в Минэкономики сообщили, что еще работают над своей версией инвестрежима.

Источник «Ъ» в отрасли говорит, что сейчас СПИК — индивидуальная договоренность, которая дает «политически интересным проектам с минимальными инвестициями» ту же господдержку, что и другим, от которых требуют гораздо больших обязательств. Так, в 2016 году СПИК был заключен с немецкой Claas под локализацию в РФ до 2020 года комбайна Tucano. Его лоббировали на высоком уровне: зампред совета учредителей концерна Катрина Клаас-Мюльхойзер встречалась с главой Минсельхоза РФ Александром Ткачевым и присутствовала на встрече Владимира Путина с деловыми кругами Германии. В итоге контракт подписали, несмотря на возражения Минпромторга против допуска к госсубсидиям конкурента «Ростсельмаша», да еще и без требований к локализации. Claas уже получает субсидии — в то время как на похожих переговорах Минпромторга с АГКО-РМ (СП «Русских машин» и американской AGCO) от компании требовали локализации для допуска к господдержке.

Увязка доступа к господдержке с условиями СПИКов фактически принуждает компании к их заключению, обеспокоен собеседник «Ъ». «Условия игры должны быть понятными и равными, иначе речь идет не о развитии отрасли, а о поддержке отдельных подписантов СПИКов за счет остального рынка», — говорит он. По мнению другого источника «Ъ», «в СПИКе объемы и условия мер поддержки не фиксируются и гарантии минимальны: доступ к мерам господдержки вроде бы есть (кстати, пока не ко всем), но кто, что и на каких условиях получит, непонятно». Механизм промсборки прозрачнее — и предпочтительнее было бы сохранить реализованный в нем подход к участникам рынка, говорит он. Собеседники «Ъ» отмечали, что уже подписанные с Daimler и Mazda Sollers контракты предполагают меньшую локализацию, чем первые соглашения о промсборке — при той же или расширенной господдержке, что несправедливо по отношению к «старым» игрокам.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №37 от 02.03.2018

Автор: Яна Циноева

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

2 Марта 2018
  • Комментарии 0
  • Посещений 970

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте