banner_1000x90

Письмо с вопросом: красноярский дилер обратился к главе ВТБ

Генеральный директор дилерской группы компаний, объединявшей салоны Infiniti и Suzuki в Красноярске, Александр Панченко написал открытое письмо руководству банка ВТБ. В нем он просит главу банка обратить внимание на возникшую ситуацию в отношениях авторитейлера с кредитной организацией


Участники российского авторитейла редко в открытую заявляют о своих проблемах, предпочитая не выносить сора из избы. На этом фоне обращение к главе банка с открытым письмом на тему сложностей в партнерском бизнесе воспринимается если не жестом отчаяния, то, как минимум, смелым шагом. Чтобы разобраться в деталях проблемы красноярского дилера, «АвтоБизнесРевю» попросил прокомментировать ситуацию обе стороны конфликта.

Сотрудничество между дилером и банком началось в 2014 году с получения красноярской компанией оферты на целевой кредит для строительства автоцентров Infiniti и Suzuki, а также для пополнения оборотных средств. В рамках лимита, установленного для структур группы компаний, были открыты четыре кредитные линии на общую сумму 260 миллионов рублей. В ВТБ подтверждают, что с дилером действительно была согласована последовательность реализации проектов: кредитная организация подтверждала финансирование строительства салона Infinti только после ввода в эксплуатацию здания Suzuki.

Компания все же начала строить автоцентр Infiniti параллельно с работой над проектом Suzuki. Как поясняет Александр Панченко, это было сделано для выполнения обязательств перед импортером и за счет собственных средств.

«В результате девальвации рубля, а также из-за неучтенных видов работ к августу 2015 года произошло увеличение сметной стоимости салона Suzuki на 15%, но в дополнительном финансировании банк нам отказал. Для завершения строительных работ мы были вынуждены продать один из своих активов (магазин спорттоваров), при этом часть средств от его реализации по требованию ВТБ была направлена на погашение части основного долга по кредиту и процентов. Несмотря на сдачу в эксплуатацию и передачу в залог построенного предприятия, нам было отказано в финансировании автоцентра Infiniti», – рассказывает Александр Панченко.

В ВТБ придерживаются другой точки зрения на проблему, считая, что дилер нарушил договоренности и уже в 2014 году приступил к возведению салона Infiniti, отвлекая собственный оборотный капитал и кредитные средства банка на погашение долгов перед другими банками.

«Дефицит оборотных средств был вызван отвлечением оборотного капитала на возведение объекта незавершенного строительства на фоне общей стагнации отрасли: в этой ситуации кредитная организация посчитала нецелесообразным увеличивать объем долговой нагрузки клиента», – резюмируют в ВТБ.

В свою очередь, Александр Панченко уверен, что в 2015-16 годах его компания недополучила финансирование оборотных средств на сумму 22,9 миллиона рублей.

«По нашему мнению, это привело к серьезным потерям и убыткам группы компаний, в том числе к утрате нами статуса официального дилера Porsche, потере консигнации от “Сузуки Мотор Рус” и открытию в Красноярке второго дилерского центра Suzuki», – добавляет Александр Панченко.

Согласно данным ВТБ, для решения проблемы в пользу красноярской группы был принят ряд мер, включая реструктуризацию задолженности, увеличение сроков кредитных линий. Банк рассматривал разные сценарии урегулирования ситуации во внесудебном порядке, для чего основным требованием было отсутствие просроченных платежей.

«ВТБ в течение трех лет рассматривал разные сценарии урегулирования ситуации, при этом никаких действенных решений по нашим предложениям не принимал. Более того, в одностороннем порядке отказался от своих условий, – возражает Александр Панченко. – ВТБ целенаправленно вел нашу группу к банкротству, лишь создавая видимость участия и помощи. Изменения всего лишь графика оплаты тела одного кредита с параллельным увеличением банком процентной ставки по всем кредитам и недофинансирование оборотных средств в соответствии с ранее выданной офертой не могло кардинально изменить финансовую ситуацию группы компаний».

Одним их выходов для дилера стало его решение принять участие в тендере на получение статуса официального партнера Kia. Кроме того, компания получила предложение от строительной фирмы на свободный земельный участок площадью 2,1 га, находящийся в залоге у ВТБ. При этом, по словам Александра Панченко, из-за снижения кредитного рейтинга попытка рефинансирования и дофинансирования оборотных средств в других банках не удалась, а реализовать земельный участок не позволил ВТБ, который в качестве залогодержателя этого актива отказался согласовывать условия сделки с застройщиком.

В ВТБ отвечают, что в качестве одного из вариантов решения проблем с долгом банк предложил выкуп земельного участка под дальнейшую застройку и был готов профинансировать проект. Клиент не воспользовался этим предложением, на условия банка не согласился и выдвинул неприемлемое требование – отказ от права залога на земельный участок до момента реализации проекта. Это существенно ущемляло права залогодержателя, считают в ВТБ.

«При обсуждении условий сделки менеджеры банка постоянно меняли условия, выдвигали все более жесткие требования, в частности увеличивали сумму аванса за снятие обременения для строительной компании, требовали передать доли в уставном капитале группы компаний. По нашему мнению, банк целенаправленно сорвал сделку с застройщиком», – подчеркивает Александр Панченко.

Одним из условий банка для рефинансирования оборотных кредитов, по словам, Александра Панченко, было требование передать в залог до конца января 2017 года 100% долей в уставном капитале всех компаний группы.

«При невыполнении указанного условия банк сообщил о готовности досрочно взыскать долг, – рассказывает Александр Панченко. – В противном случае пригрозил не продлевать кредитные соглашения на оборотные средства группы и отозвать ранее выданное им же письмо в “Киа Моторс Рус”, подтверждающее нашу финансовую состоятельность. Только вынудив нас подписать дополнительное соглашение и обязав передать доли в залог, банк выдал подтверждение нашей финансовой состоятельности, необходимое для участия в тендере по Kia. В то же время он отказался в дальнейшем финансировать проект реновации автоцентра под корейский бренд в размере 15 миллионов рублей и вообще отказался дофинансировать группу».

В свою очередь, в ВТБ комментируют, что право на досрочное получение долга в следствие невыполнения обязательств клиента у банка было и ранее, однако ВТБ им не воспользовался и неоднократно давал клиенту возможность поправить ситуацию в бизнесе.

Так или иначе к февралю 2017 года дилер прекратил выплату ВТБ основного долга и процентов. В октябре, по словам Александра Панченко, компания «Премиум» направила в банк новое предложение о реструктуризации кредитных обязательств с предоставлением отсрочки на 12 месяцев и замещением существующих залогов другими (в большем количестве и с большей рыночной стоимостью), однако кредитная организация посчитала этот вариант нецелесообразным. По оценкам владельца автомобильной компании, банк не дофинансировал его группу в совокупности на 152,9 миллиона рублей. В эту сумму также входят 130 миллионов рублей на финансирование строительства автоцентра Infiniti, обязательств по которому, настаивают в банке, у ВТБ не было.

В начале октябре компания «Престиж Авто» обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании компании «Премиум» (выступала официальным партнером Suzuki) банкротом. Спустя три дня ВТБ обратился в ту же инстанцию с аналогичным заявлением, которое подлежит рассмотрению после разрешения спора с «Престиж Авто», а также подал исковые заявления о взыскании задолженности по договорам поручительства с компаний «Престиж-Авто», «Статус-Авто», «Росси» и Александра Панченко.

«В 2014 году ВТБ выдал компании “Премиум” кредиты в размере 237 миллионов рублей. С февраля 2017 года заемщик полностью перестал исполнять свои кредитные обязательства. Переговоры о мирном урегулировании задолженности не привели к результатам, поэтому мы были вынуждены обратиться в суд для защиты своих интересов. Наша основная цель при работе с проблемной задолженностью – возврат кредитных средств банка. Мы намерены добиваться возврата долга всеми доступными методами в соответствии с законодательством», – сообщили в пресс-службе ВТБ.

По словам Александра Панченко, прекращение выплаты долгов банку оказалось вынужденной мерой. «В начале 2017 года, – добавляет он, – было проведено несколько рабочих встреч с руководителем филиала банка, в результате которых удалось достичь понимания о возможности разрешения ситуации через уступку банком прав (требований) задолженности компании “Премиум” с дисконтом. Но после продолжительного ожидания согласования банком указанной сделки мы получили очередной отказ».

Пока что решение, которое бы устроило обе стороны этого конфликта, не найдено. И по всей видимости проблема будет решаться через судебные инстанции.


Евгений Еськов,
«АвтоБизнесРевю»

21 Ноября 2017
  • Комментарии 0
  • Посещения 1191

Ближайшие события

28

Февраля 2018

XII международная конференция AutoInvest-2018

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте