Прибыль vs «штуки»: форум «Авторитейл в России 2013» свел в дискуссиях дилеров и импортеров

Международный форум «Авторитейл в России», организованный институтом Адама Смита, вновь собрал самых авторитетных экспертов и харизматичных ораторов от автобизнеса. Их выступления рельефно обозначили «болевые точки» российского автомобильного рынка и в том числе, пожалуй, главную проблему момента: импортер всегда хочет получить «штуки», то есть продать максимальное количество автомобилей, а для дилера мерило успеха – прибыль


Российский авторитейл встречает Новый год не с самыми лучшими показателями: продажи снижаются, прибыльность бизнеса падает. Своими рецептами выживания поделились представители крупнейших российских автомобильных холдингов.

Как отметил главный управляющий директор ГК «Независимость» Оскар Ахмедов, дилерскому бизнесу угрожает не столько снижение спроса, сколько падение маржи. В отрасли еще есть достаточное количество непрофессиональных инвесторов, дилерские сети активно расширяются. Скоро многие из этих центров выставят на продажу, а некоторые уже продаются, но пока еще по неадекватной цене. Тем временем на автомобильном рынке наблюдаются жесткая конкуренция и дисбаланс предложения и спроса. В таких условиях зарабатывать на продаже новых автомобилей все сложнее, и нужно обратить пристальное внимание на другие источники прибыли – сервис, работу с автомобилями с пробегом и финансовые услуги, а также улучшать эффективность бизнеса, в частности, повышать квалификацию персонала и внедрять IT-разработки для автоматизации бизнес-функций.

Те же ключевые приоритеты в работе выделяют и в ГК «Рольф», и этот подход к ведению бизнеса нашел отражение в установке на кумулятивную маржу. По словам генерального директора холдинга Татьяны Луковецкой, это понятие в умах бизнес-сообщества сильно исказилось. Речь идет отнюдь не о демпинге, а об умении видеть комплексную выгоду от сделки. Если на предприятии центры прибыли – отдел продаж, сервис, trade-in и так далее – разделены, то понять это невозможно, и именно поэтому в ГК «Рольф» структурной единицей является локация. Все ее части в комплексе должны обеспечивать автоцентру доходность, как бы ни изменялись настроения покупателей. Впрочем, падения спроса в холдинге не ждут: согласно прогнозу Татьяны Луковецкой, в следующем году на авторынке сохранится уровень продаж текущего года, причем сегмент иномарок может показать рост на уровне 2,5%, а отечественные бренды, напротив, будут продаваться хуже.

Одной из самых обсуждаемых тем форума – и главных вопросов, адресованных дилерами импортерам, – стало планирование продаж автомобилей. Генеральный директор холдинга «Атлант-М» Сергей Савицкий обратил внимание, что сегодня отделы продаж в большинстве дилерских центров убыточны, потому что в 2013 год они вошли с затоваренными складами и вынуждены были их распродавать. Причина – в неправильном планировании, и Сергей Савицкий призвал импортеров сделать из полученного опыта правильные выводы: не устанавливать завышенные планы и не наказывать дилеров снижением бонусов за их невыполнение. «Лучше 5% дефицит, чем 5% профицит», – подытожил эксперт.

Председатель совета директоров ГК «Модус» Алексей Лещенко призвал импортеров в целом пересмотреть приоритеты деятельности. Фундаментальные проблемы российского дилерского бизнеса – высокая зависимость от заемных средств, необходимость внесения избыточных начальных инвестиций и дисбаланс в отношениях между дистрибьюторами и дилерами. Сама по себе ситуация на рынке не внушает опасений: по прогнозу Алексея Лещенко, в будущем году рынок повторит результаты 2012 года плюс-минус 3%, а прирост возможен за счет бюджетного сегмента. Но доходность авторитейла падает, прибыльность дистрибьюторов растет за счет дилеров, и сами бренды провоцируют демпинг. По мнению эксперта, дистрибьюторы должны, напротив, придерживаться политики сохранения дилерской сети и пресекать демпинг – прежде всего за счет правильного планирования. Сейчас же многие бренды ведут переговоры по-другому: «Мы считаем, что ваш план на год будет вот такой-то». Кроме того, по мнению Алексея, демпинг московских дилеров – это паразитизм на региональных автоцентрах, поскольку их клиенты отправляются в столицу за более дешевыми машинами. Также бизнес ждет от импортеров снижения требований по инвестициям и либерализации требований по работе со сторонними поставщиками.

Выступление Алексея разделило аудиторию на две неравные части: многие поддержали его тезисы, но были и те, кто с ними категорически не согласен. «Да здравствует демпинг!» – провозгласил вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Моженков. Демпинг – это неизбежность, и он заставляет бизнес развиваться. Сильных игроков он не опрокинет, а слабые должны уйти с рынка.


Павел Носов,
«АвтоБизнесРевю»

11 Декабря 2013
  • Комментарии 0
  • Посещения 5245

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте