Уже 300! Сеть «Бош Авто Сервис» взяла новый рубеж

У российской сети техстанции «Бош Авто Сервис» юбилей: в ее ряды вступил 300-й участник. Новобранец находится в городе Лодейное Поле в Ленинградской области. По случаю юбилея мы посетили новую станцию, а также несколько петербургских автосервисов сети, чтобы узнать изнутри, чем живет этот бизнес


Франчайзинговая сеть автосервисов Bosch в мире скоро отпразднует свое столетие: первая станция появилась в 1921 году в Гамбурге и принадлежала компании Max & Co Eisenmann. С тех пор сеть развивается во всем мире по модели soft-франчайзинга, который не предполагает жесткой стандартизации таких аспектов, как оформление автоцентров, но лишь регламентирует набор необходимого оборудования и уровень подготовки персонала. Однако в планах компании – пробный запуск модели hard-франчайзинга в Китае.

Тем временем российская сеть «Бош Авто Сервисов», приближаясь к 20-летнему рубежу, продолжает активно расширяться. По словам руководителя группы развития сети «Бош Авто Сервис» в России Николая Янковского, в 2013 году она приняла в свои ряды 80 новых точек. В 2015 году их должно стать более 400. Наибольшая концентрация предприятий, разумеется, в Центральном федеральном округе, но сеть уже охватила всю Россию, в том числе 10 станций открылись на Дальнем Востоке. Столько же «Бош Авто Сервисов» работают и в Крыму. Что касается планов развития сети в России, то они скорее зависят от желаний партнеров, ведь чаще всего «Бош Авто Сервисами» становятся уже состоявшиеся автомастерские.

Запуская новые предприятия, франчайзер пристально следит за качеством их работы. Персонал партнеров проходит подготовку в учебных центрах Bosch. Также головной офис устраивает регулярные проверки на местах, проводя аудиты и направляя на станции тайных покупателей на автомобилях, в которых намеренно скрыто пять незначительных неисправностей. Например, в машине спускают запасное колесо и проверяют, обнаружит ли это мастер-приемщик. Николай Янковский отмечает, что среднее число «спрятанных» дефектов, которые удается выявить на автомобилях тайных покупателей, за последний год заметно увеличилось. Более того, многие техцентры сами стали заказывать проведение этих исследований, чтобы отыскать болевые точки в своей работе.

По мнению Николая Янковского, главный тренд в изменении клиентских настроений – это превращение автомобиля в гаджет. Многие автовладельцы меняют «железного коня» из-за повышения своей статусной позиции, но заботятся о том, чтобы машина не теряла в цене слишком быстро. Отсюда – повышение интереса покупателей к сегменту автомобилей с пробегом, а также ужесточение требований к автосервису. При этом пять из десяти ключевых пожеланий клиентов к станции техобслуживания, выявленные по результатам опросов, напрямую зависят от уровня подготовки мастера-приемщика и связаны с качеством его коммуникации с посетителем. На повышение доверия к автосервису направлено и еще одно нововведение в сети: проверив по чек-листу автомобиль перед выдачей, мастер-приемщик заполняет специальный крючок-ярлык и вешает его на салонное зеркало заднего вида.

В Санкт-Петербурге нам представилась возможность увидеть в действующих автосервисах сети, как все эти ноу-хау применяются на практике. Первой из них стала старейшая из работающих ныне точек «Бош Авто Сервис» в России – техцентр на проспекте Маршала Блюхера. Он появился в 1996 году и на самом деле был вторым – первая автостанция работала на столичной Пресне, но место оказалось слишком привлекательным, чтобы сервис мог просуществовать там долго. Зато станция на улице Маршала Блюхера за 18 лет прошла немалый путь развития.

Бош Авто Сервис Инмарк Двигатель

«Когда-то на месте этого здания была свалка», – рассказывает директор предприятия Геннадий Кузнецов. Чтобы расчистить площадку, потребовался не один год. Само здание тоже строилось поэтапно. На первых порах Bosch помог молодому сервису с оборудованием, предоставив рассрочку платежей на два года.

Сейчас «Бош Дизель Центр» на проспекте Маршала Блюхера – один из самых оснащенных автоцентров по работе с дизельной аппаратурой в России. Помимо всего комплекса оборудования для диагностики и ремонта систем впрыска Bosch, компания также работает с Delphi. Это отнюдь не противоречит концепции сети: клиенту нужно предоставить возможность отремонтировать в одном месте дизельный двигатель любого типа. Главное – сделать это качественно, поэтому если партнер намерен работать с аппаратурой других брендов, Bosch проверяет наличие предназначенного для этой цели «правильного» оборудования.

По словам Геннадия Кузнецова, сейчас до 60% выручки компании приносит ремонт дизельной аппаратуры. Основные заказчики – это корпоративные клиенты: не будь их – сервис пришлось бы закрыть. Крупных корпоративных клиентов в городе можно пересчитать по пальцам, и сервисы ведут за них ожесточенную борьбу.

Ключевая составляющая в структуре прибыли сервисной станции – реализация запчастей. «Авторемонт – сложный и низкомаржинальный бизнес. Мы доказываем нашим партнерам, что залогом успешного развития должен стать упор на продажу запчастей», – рассказывает руководитель группы развития сети «Бош Авто Сервис» в России Николай Янковский. Компании удалось добиться, чтобы в Санкт-Петербурге запчасти в любой центр сети по заказу доставлялись в течение трех-четырех часов.

Геннадий Кузнецов отмечает, что поставщики запчастей уже изучили спрос техцентра и держат на складе ассортимент с его учетом. Сейчас станция продает запчасти и услуги на эквивалентные суммы, но идеал – добиться соотношения три к одному, как на Западе.

Если техцентр на Маршала Блюхера уже наработал клиентскую базу, то «Бош Авто Сервис АМГ» на улице Жукова только приступил к решению этой задачи. С одной стороны, станция находится в проходном месте, с другой – рядом работают еще несколько автомастерских, а буквально в том же здании, но на втором этаже – рынок комплектующих.

Руководитель «Бош Авто Сервиса АМГ» Сергей Малчихин сетует, что многие клиенты приезжают на ремонт со своими запчастями. В решении этой проблемы ключевую роль играют навыки мастера-приемщика: даже если на рынке аналогичную деталь можно купить чуть дешевле, кто, например, будет оплачивать работы по снятию и установке, если она окажется бракованной? Еще одна проблема для молодого сервиса – это ограничения по размещению средств корпоративной идентификации. Пилоны на улице предприятию установить не удалось, а флаги, изначально вывешенные на здании, потребовали снять городские чиновники. Единственным средством привлечения внимания остается фирменная вывеска.

Станции в Лодейном поле вопросы корпоративной идентификации удалось решить проще: есть и флаги, и указатели на трассе. Этот «Бош Авто Сервис» – классический пример семейного предприятия: бизнес ведут два брата – Виктор и Андрей Щетниковы. Новая станция, построенная по стандартам Bosch, сама по себе небольшая – все помещение занимает около 250 кв.м, а сервисная зона располагает четырьмя постами. Однако в городе у предприятия есть еще несколько ремонтных зон, которые работали раньше. На них выполняются все виды ремонта, включая кузовное производство. Лишь топливную аппаратуру приходится отправлять для починки на партнерскую станцию в Санкт-Петербург.

По словам Виктора Щетникова, в сфере обслуживания автомобилей одиночкам сложно соревноваться с сетевым бизнесом, поэтому компания, уже имея опыт работы в качестве независимого игрока, сделала выбор в пользу сотрудничества с именитым франчайзером. Это немаловажно прежде всего для транзитных клиентов, которые не будут доверять неизвестной мастерской без имени. Конечно, с вхождением станции в сеть «Бош Авто Сервис» цены на предлагаемые компанией услуги и запчасти несколько выросли. Однако клиентов это не оттолкнуло: ведь имя в данном случае гарантирует качество.


Павел Носов,
«АвтоБизнесРевю»

21 августа 2014
  • Комментарии 0
  • Посещения 9697

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте